Инновационной инфраструктуре университета исполнилось 13 лет.
13 лет назад у проректора университета Сергея Кортова и начальника Управления инновационного маркетинга Надежды Терлыга возникла идея создания сложной многокомпонентной системы развития молодых технологических предпринимателей – и им удалось это реализовать в полной мере. В вузе появилась Инновационная инфраструктура.
- Одна из задач Инновационной инфраструктуры - познакомить с инновациями как можно большее количество студентов, которые поступают в университет. Вообще, главные возможности - внутри человека. Если он готов рисковать, способен к организационному и технологическому творчеству, то остальное приложится. Каждый день нашей жизни связан с появлением инноваций. Быть их творцом – это высокий уровень компетенций. Создателей новшеств меньшинство, большинство – те, кто их принимают или не принимают. Все же гораздо интереснее быть творцом нового, чем пассивно использовать то, что изобрели другие, - рассказал первый проектор УрФУ Сергей Кортов.
Когда первопроходцы инноваций УрФУ начали погружаться в новую для России сферу, то прочли множество теоретических трудов, почерпнули мировой опыт. Однако в процессе практических занятий инновационной деятельностью убедились, что в жизни все происходит не по учебникам.
- Мы изучали международный опыт, опыт трансфера технологий, - в России эти схемы попросту не работают. У нас должна быть создана иная, своя, отечественная модель, к формированию которой мы идем всем профессиональным сообществом, совершая те ошибки, которые должны сделать на этом непростом пути. За 13 лет возникли новые механизмы и смыслы: процесс переосмысления не закончился, можно спрогнозировать, что формирование российской инновационной системы будет продолжаться еще лет 10-15. Мы, ведущие университеты страны, находимся в центре этой экосистемы, и это важно, - поделилась опытом заместитель первого проректора УрФУ Надежда Терлыга.
Сегодня Россия сталкивается с новыми вызовами, в том числе, в рамках глобального мира – внимание государства к сфере инноваций, технологическому предпринимательству, импортозамещению существенно выросло.
- Запрос государства говорит о том, что направление, действительно, востребовано. Яркий пример: одним из первых стартапов, с которым мы работали, был «Канатоход». Стартап успешно развивался, университет вышел из проекта, наша доля была продана. Ребята разработали систему контроля высоковольтных проводов с помощью квадрокоптера, что позволяло избежать «человеческий фактор». Сегодня эта идея трансформировалась: команда стартапа получила миллиардный заказ и занимается актуальными задачами, связанными с квадрокоптерами и дронами, - отметила Надежда Терлыга.
Сегодня Инновационная инфраструктура УрФУ активно работает над развитием компетенций технологических предпринимателей у школьников, студентов, взрослых ученых, давая им знания для дальнейшей работы. Инновационная инфраструктура УрФУ стала многогранником, включающим в себя Школу талантов, Акселератор, Уральский межрегиональный центр трансфера технологий, «Стартап-студию», формат «Стартап как диплом» и многое другое.
- Хочется пожелать Инновационной инфраструктуре, чтобы появлялось как можно больше новых идей и проектов, чтобы технологические предприниматели добивались финансового и личностного роста. Мы будем радоваться за них и не сомневаемся, что труд Инновационной инфраструктуры даст еще больше плодов – новых проектов и идей, - сказала Надежда Терлыга.
Что же это такое – технологическое предпринимательство? Бизнес, в основе которого лежит инновационная высокотехнологичная(наукоемкая) идея.
Инновации – акселератор успеха.
День первый в Уральском федеральном у инноваторов прошел ярко и плодотворно: к нему присоединились 500 ребят, 50 из которых освоили платформу Leader ID. Можно сказать, что инновации уже… стали традицией и частью университетской культуры.
- Чем удивит новый учебный год молодых инноваторов и партнеров УрФУ?
- Будут развиваться проекты в области микроэлектроники, информационной безопасности. Мы приглашаем в команды ребят, которые хотят «новизны в квадрате». Также у нас работает «Стартап-студия» УрФУ, где можно реализовать широкий спектр проектов, находящихся на ранних стадиях, получить финансирование. У нас появился новый кампус, где мы будем развивать акселерационные программы для студентов. Кроме того, мы активно реализуем корпоративные акселерационные программы, рассчитанные на деловых партнеров УрФУ, запросы ведущих корпораций. Благодаря этому компании решают вопросы своего развития, повышают уровень компетенций сотрудников, а студенты получают шанс попасть с орбиту крупной компании, находясь еще фактически за партой, - рассказал первый проректор УрФУ Сергей Кортов.
-Помните ли Вы, как впервые пришли в стены университета?
-Первый раз мы пришли в университет, чтобы сесть в автобусы и отправиться на сбор урожая. В те годы учебный процесс начинался 1 октября. А 1 сентября все собирались на площади возле тогдашнего УПИ, чтобы поехать на картошку. Мы знакомились, формировали коллективы во время сельскохозяйственного процесса. Это была командная работа.
-Что можно пожелать сегодняшним первокурсникам, которые только делают свой выбор?
- Бороться и искать, найти и не сдаваться. Одна из проблем, связанных с инновационной деятельностью, - преодолевать неудачи. К примеру, моя младшая дочь создала свой первый бизнес и разорилась, но теперь она очень успешный человек и в руководстве компании с многомиллионными оборотами. А начала с разорения, и я понимал это с самого начала с вероятностью 80%. Вообще опыт ошибок даже важнее, чем опыт удачи. Все истории успеха становились историями успеха … только с достижением успеха. У людей не было денег, их никто не воспринимал, но они верили в себя и добивались своего.
- То есть опыт командной работы приобретался именно тогда?
-Да. А также опыт преодоления трудностей при выполнении планов, закладывались управленческие компетенции. Школьная программа выстраивается так, что ты усваиваешь знания, добытые другими. А университет позволяет получить собственные знания и опыт. В советское время люди поступали в институты, чтобы получить профессию. Если ты хорошо учился, то мог стать ученым. Если хуже, то специалистом в закрытом городе, но с высокой зарплатой, квартирой. Если плохо, то получал место инженера в отдаленной местности. Отказываться было нельзя. Поэтому мотивация была понятна и связана с тем, кем ты хочешь быть и как жить. Выбор будущего начинался с первого курса университета. Сейчас все не совсем так: мы можем выбрать и сменить профессию, учиться в нескольких местах одновременно, заниматься бизнесом и т.п. Сегодня степень личной свободы гораздо выше, но и неопределенности тоже. Одновременно мы знаем, что наши институты заканчивали известные музыканты и художники, артисты, которые начинали свой путь в рамках, некоторые учились на другие специальности. Те же «Уральские пельмени» появились на студенческой сцене в виде театра эстрадных миниатюр, можно вспомнить братьев Пресняковых и многих других. Но это, скорее, было исключением. Да, и слово «инновации» тогда не использовали.
- Но понятия новаторства и изобретательства были?
- Да. Они были в чести. И считалось, что если ты за период учебы что-либо изобрел, то это уважалось и поддерживалось.
- Что инноваторы УрФУ могут дать студентам, которые готовы стать создателями новшеств?
- Если у вас есть внутреннее желание творить в сферах технологии и бизнеса, то есть Инновационная инфраструктура, где вас научат работать профессионально. Научиться ошибаться, научиться бизнесу можно именно на просчетах и в стенах университета. Главное – найти свой проект и команду. Университет пройдет вместе с вами весь ваш путь проб и ошибок.
-Прийти в Инновационную инфраструктуру может и одаренный школьник, который хочет поехать в «Сириус» на Уральские проектные смены или поучаствовать в «Больших вызовах», может обратиться талантливый студент, который хочет пройти путь «Стартап как диплом», может начинающий технологический предприниматель, который нуждается в финансовой поддержке «Стартап – студии», может стартапер, который хочет постичь азы интеллектуальной собственности?
- Если задать студенту вопрос, хочешь ли ты стать успешным человеком, то 100% респондентов скажут, что да, они этого хотят. Если спросить, понимают ли ребята, как именно это сделать, то ответят немногие. Наша задача – показать один из интересных путей того, как можно стать лидером в сфере инноваций.
-Успешный инноватор в современных российских условиях и реалиях – кто это?
-Это человек, который ставит перед собой амбициозную цель изменить мир к лучшему. Нужно поставить цель усовершенствовать что-то в этом мире и начать с себя.
- Актуализировалась тема технологического суверенитета. О ней много говорит российское Правительство, на ней сделал акцент в ходе ИННОПРОМа глава Правительства РФ Михаил Мишустин. Инновационные инфраструктуры страны способствуют решению этой сложной задачи, которая по своей амбициозности не уступает задачам, которые мы ставили перед собой в начале ХХ века, когда произошел индустриальный прорыв?
- Технологический суверенитет – состояние независимости от зарубежных технологий, которые являются критически важными для экономики. Например, энергетика, технология получения энергии. Представьте, что мы ею не владеем, а наши партнеры в какой-то момент отказываются поставлять электрическую энергию. Все гаджеты потухнут, плиты перестанут работать, образ жизни изменится раз и навсегда, причем в худшую сторону. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо развивать жизненно важные технологии, от которых зависят жизнь и развитие.
- По сути, точки роста, реперные точки?
- Например, микроэлектроника. Электронные компоненты управления самолетами, гаджеты и т.п. Производителей микроэлектроники не так много в мире. Соответственно нужно иметь технологии и мощности, которые позволят нам создавать собственные микроэлектронные устройства, а не заказывать их за рубежом. Откуда эти технологии могут появиться? Их можно закупить, но их могут не продать. Второй вариант – придумать технологии самостоятельно. В этом и заключается задача инноватора: изобрести, влиять на экономические процессы. Это та деятельность, которая ведет к технологическому суверенитету. Яркий пример: в УрФУ создается учебно-научный центр «Микроэлектроника», задача которого – разработать отечественные технологии получения электронных компонентов.
- Готова ли молодежь рисковать? Или же для них важнее быстрые деньги? Вообще, как замотивировать одаренную молодежь и вовлечь ее в сферу инноваций, интеллекта, изобретательства, поскольку очевидно, что многие стоят перед выбором…
- Если есть талант, то для тебя первоочередное – самореализоваться и быть полезным для общества. И тогда деньги придут сами. А если ты стремишься, условно говоря, бегать в поисках «десятки», то будешь делать это до пенсии. И ничего не добьешься.
-Общество сегодня заинтересовано в том, чтобы собрать одаренных ребят в сфере технологий?
-Сегодня финансовых и нефинансовых инструментов, которыми могут воспользоваться люди, стремящиеся реализовать себя в сфере технического творчества, очень много. Это грантовая поддержка, сервисные инфраструктуры, налоговые формы стимулирования от государства, повышенное вниманием прессы. Если человек чувствует в себе талант, то его не остановишь, и он придет к своей цели. Нельзя сказать, что все должны стать изобретателями и инноваторами. По статистике, не более 3-5% имеют склонность к этой деятельности. Практика Инновационной инфраструктуры показывает, что их еще меньше. Возможно, в ком-то талант еще не разбужен, и тогда можно прийти к инноваторам и попробовать его раскрыть.
-В чем квинтэссенция концепции Технологического развития РФ на период до 2030 года?
-Государство сформулировало стратегическую цель – достижение технологического суверенитета, сформировало перечень технологий и 10 федеральных проектов, в рамках которых эта цель будет достигаться. По большому счету, государство на ближайшие 10 лет – суперзаказчик инноваций, которые должны привести страну к технологическому суверенитету. И из этого следует, что есть спрос и ресурс, остается к этому приложить талант, и все получится. По этому пути пошел руководитель Инжинирингового центра цифровых технологий машиностроения УрФУ Максим Сапогов, решивший применить свой талант в области научно-технического творчества, которое должно обеспечивать технологический суверенитет. Выручка его команды растет кратно каждый год, как и увеличивается сама команда. Он «поймал волну», это и есть важная компетенция инноваторов. Университет тоже «поймал волну» – например, в сфере медицины. Россия должна иметь перечень критически важных препаратов и оборудования отечественного происхождения. Тот же проект инноваторов по созданию иглодержателя: казалось бы, он простой, но именно простые решения порой могут дать огромный эффект и приносить пользу людям. Поиск этих решений - часть труда инноваторов. Мы как университет приближаемся к работе над темой создания беспилотников. Также в поле наших интересов – информационная безопасность. Это не только тема программного обеспечения, но и сложные программно-аппаратные комплексы, которые позволяют шифровать сигналы, формировать среды распространения сигналов, защищать сигналы. Есть направление создания математических моделей, которые позволяют моделировать сложные объекты. В ближайшие десятилетия мы будем это развивать.
- Насколько направление инноваций востребовано в университете, наука ведь тоже создает что-то новое?
- Ученый создает новое знание. Бизнесмен использует новые технологии. Инноватор задействует и знания, и технологии. Если нет инноваторов, то нет развития.
Молодежь – в авангарде инноваций.
-В начале сентября учебного года мы удивляли ребят инновационными активностями, способствующими пониманию образа Инновационной инфраструктуры, формировали ассоциации с интеллектом, логикой, креативным мышлением. Были активности, связанные с работой с нейросети Chat GPT, отгадыванием фамилий известных инноваторов и изобретателей, их ноу-хау и разработок, также были и задачи на сообразительность: например, нужно было построить башню с устойчивым каркасом из деревянных брусков. Помимо этого, мы поддержали настрой студентов сладкими призами, - рассказал о старте нового учебного года руководитель направления «Стартап как диплом» УрФУ Даниил Филиппов.
По оценкам экспертов, наблюдается рост интереса молодежи к инновациям, это подтверждает количество заявок, поданных на участие в программе «Стартап как диплом» в позапрошлом и прошлом году.
- Если в 2020-2021 гг поступили более 80 заявок, то в прошлом году их стало вдвое больше. В текущем году также ощущается интерес студентов и преподавателей: еще не объявлен сбор заявок, но уже обращаются представители институтов с просьбой провести вводные встречи по программе «Стартап как диплом», причем запросы ориентированы на магистров. Кстати, мы уже провели первый вводный вебинар с ИРИТ-РТФ, - сказал Даниил Филиппов.
Большие планы молодых инноваторов в текущем году связаны с программой «Стартап как диплом».
- В этом году в планах программы «Стартап как диплом» - привлечение большего количества индустриальных партнеров, также нам важно включить в экспертную комиссию, помимо представителей научного и преподавательского состава, «топов» реального бизнеса, чтобы они оценили разработки, которые проводятся на кафедрах университета, и то, как студентам удается построить бизнес, чтобы исследовательская работа выросла в стартап-проекты. Надеемся, что в этом году у нас появится больше экспертов, которые смогут посоветовать ребятам развивать стартапы с опорой на специфику отрасли или даже пригласить их на предприятие.
Справка:
Инновационная инфраструктура УрФУ работает с 2010 года. Она инициирует, поддерживает и развивает инновационные проекты; выводит на рынок технологические стартапы; создает эффективные инновационные производства; способствует развитию талантливой молодежи, обладающей проектным мышлением и предпринимательскими способностями; формирует экосреду технологического предпринимательства.