Стартап-студия, «Стартап как диплом», Платформа университетского технологического предпринимательства, корпоративные акселераторы.
Начало учебного года в Уральском федеральном стало для инноваторов ярким и эффективным: только во время Дня первого в их ряды влилось 500 первокурсников, 50 из которых открыли для себя платформу Leader ID.
- Чем удивит новый учебный год молодых инноваторов и партнеров УрФУ?
- Будут развиваться проекты в области микроэлектроники, информационной безопасности. Мы приглашаем в команды ребят, которые хотят «новизны в квадрате». Также у нас работает «Стартап-студия» УрФУ, где можно реализовать широкий спектр проектов, находящихся на ранних стадиях, получить финансирование. У нас появился новый кампус, где мы будем развивать акселерационные программы для студентов. Кроме того, мы активно реализуем корпоративные акселерационные программы, рассчитанные на деловых партнеров УрФУ, запросы ведущих корпораций. Благодаря этому компании решают вопросы своего развития, повышают уровень компетенций сотрудников, а студенты получают шанс попасть с орбиту крупной компании, находясь еще фактически за партой, - рассказал первый проректор УрФУ Сергей Кортов.
-Помните ли Вы, как впервые пришли в стены университета?
-Первый раз мы пришли в университет, чтобы сесть в автобусы и отправиться на сбор урожая. В те годы учебный процесс начинался 1 октября. А 1 сентября все собирались на площади возле тогдашнего УПИ, чтобы поехать на картошку. Мы знакомились, формировали коллективы во время сельскохозяйственного процесса. Это была, по сути, командная работа.
-Что можно пожелать сегодняшним первокурсникам, которые только делают свой выбор?
- Бороться и искать, найти и не сдаваться. Одна из проблем, связанных с инновационной деятельностью, - преодолевать неудачи. Вообще опыт ошибок даже важнее, чем опыт удачи. Все истории успеха становились историями успеха … только с достижением успеха. У людей не было денег, их никто не воспринимал, но они верили в себя и добивались своего.
-Прийти в Инновационную инфраструктуру может и одаренный школьник, который хочет поехать в «Сириус» на Уральские проектные смены или поучаствовать в «Больших вызовах», может обратиться талантливый студент, который хочет пройти путь «Стартап как диплом», может начинающий технологический предприниматель, который нуждается в финансовой поддержке «Стартап – студии», может стартапер, который хочет постичь азы интеллектуальной собственности?
- Если задать студенту вопрос, хочешь ли ты стать успешным человеком, то 100% респондентов скажут, что да, они этого хотят. Если спросить, понимают ли ребята, как именно это сделать, то ответят немногие. Наша задача – показать один из интересных путей того, как можно стать лидером в сфере инноваций.
-Успешный инноватор в современных российских условиях и реалиях – кто это?
-Это человек, который ставит перед собой амбициозную цель изменить мир к лучшему. Нужно поставить цель усовершенствовать что-то в этом мире и начать с себя.
Инноваторы – взгляд в будущее.
-В начале учебного года мы удивляли ребят инновационными активностями, способствующими пониманию образа Инновационной инфраструктуры. Так, на Дне первом мы реализовали активности, связанные с работой нейросети Chat GPT, отгадыванием фамилий известных инноваторов и изобретателей, их ноу-хау и разработок, также были и задачи на сообразительность: например, нужно было построить башню с устойчивым каркасом из деревянных брусков. Помимо этого мы поддержали настрой студентов сладкими призами, - рассказал о старте нового учебного года руководитель направления «Стартап как диплом» УрФУ Даниил Филиппов.
По оценкам экспертов, наблюдается рост интереса молодежи к инновациям, это подтверждает количество заявок, поданных на участие в программе «Стартап как диплом» в позапрошлом и прошлом году.
- Если в 2020-2021 гг поступили более 80 заявок, то в прошлом году их стало вдвое больше. В текущем году также ощущается интерес студентов и преподавателей: сбор заявок еще не объявлен, но уже обращаются представители институтов с просьбой провести вводные встречи по программе «Стартап как диплом», причем запросы ориентированы на магистров. Кстати, мы уже провели первый вводный вебинар с ИРИТ-РТФ.
Большие планы молодых инноваторов в текущем году связаны с программой «Стартап как диплом».
- В этом году в планах программы «Стартап как диплом» - привлечение большего количества индустриальных партнеров, также нам важно включить в экспертную комиссию, помимо представителей научного и преподавательского состава, «топов» реального бизнеса, чтобы они оценили разработки, которые проводятся на кафедрах университета, и то, как студентам удается построить бизнес, чтобы исследовательская работа выросла в стартап-проекты. Надеемся, что в этом году у нас появится больше экспертов, которые смогут посоветовать ребятам, как развивать стартапы с опорой на специфику отрасли, или даже пригласить их на предприятие.
Справка:
Инновационная инфраструктура УрФУ работает с 2010 года. Она инициирует, поддерживает и развивает инновационные проекты; выводит на рынок технологические стартапы; создает эффективные инновационные производства; способствует развитию талантливой молодежи, обладающей проектным мышлением и предпринимательскими способностями; формирует экосреду технологического предпринимательства.
Акселератор УрФУ —деловая программа, которая обеспечивает ускоренное развитие бизнес-проектов (стартапов) различной направленности на любых стадиях разработки. Продолжительность акселератора составляет 2,5 месяца. Программа направлена на глубокую проработку инновационных технологических проектов, создание МИП, вывод стартапов на рынок.
Школа талантов УрФУ – школа ускоренного развития для школьников – юных инноваторов, увлекающихся наукой и новыми технологиями, командной и проектной деятельностью. Цель Школы талантов УрФУ – развитие креативного потенциала школьников в научно-технологической сфере, профессиональная ориентация учащихся, обучение основам технологического предпринимательства. Школа талантов создана в 2016 году.
Уральский межрегиональный центр трансфера технологий – подразделение Инновационной инфраструктуры УрФУ, осуществляющее выявление, патентование и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Среди задач УМЦТТ – формирование и развитие механизмов трансфера технологий в университете, создание системы правовых и административных процедур передачи РИД, развитие партнерства с организациями реального сектора экономики по продвижению разработок и РИД университета на рынке, оказание услуг в сфере ТТ сторонним организациям. Создан в 2021 году.
Стартап-студия УрФУ - формат развития технологического предпринимательства, ориентированный на оперативную экспертизу бизнес-идей, массовое создание новых компаний, финансирование деятельности существующих инновационных компаний.
Формат «Стартап как диплом» предполагает защиту стартапа в качестве выпускной квалификационной работы. ВКР может представлять собой как идею, так и готовый бизнес-проект (с юридическим лицом и сформированной командой). Программа «Стартап как диплом» направлена на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. В УрФУ программа стартовала в 2020 году. Присоединиться к программе могут учащиеся 3-4 курсов бакалавриата, 5- 6 курсов специалитета, 1- 2 курсов магистратуры.
Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства. Цель федерального проекта — формирование плеяды серийных предпринимателей, людей, массово запускающих новые бизнесы. Ключевой показатель федерального проекта — вывести в экономику из университетов 30 тыс. технологических предпринимателей к 2030 году.
Подробнее о планах инноваторов – в свежем выпуске газеты «Уральский федеральный».