На Инновационной площадке СвЖД прошел Демо-день программы «Стартап-интенсив СвЖД» и Конкурса интеллектуальной собственности

22 декабря 2021

В ходе мероприятия были подведены итоги продуктивной совместной работы УрФУ и Свердловской железной дороги. Участники встречи обменялись мнениями, команды лучших стартапов презентовали свои разработки, а победителям были вручены награды.

«Инновационная инфраструктура УрФУ за более, чем десятилетний период накопила огромный опыт работы с технологическими стартапами и командами инноваторов. Для нас системная работа с корпорациями – новый опыт, и мы благодарны Свердловской железной дороге на оказанное доверие. Уверена, что мы взаимно обогатили друг друга. Эксперты Инновационной инфраструктуры рассказали партнерам, как организована инновационная деятельность, и как можно эффективно работать с интеллектуальной собственностью. Я считаю, данный опыт стал успешным благодаря всем участникам проекта, которые хотят сделать нашу железную дорогу еще более комфортной, технологичной и успешной», - рассказала заместитель первого проректора УрФУ Надежда Терлыга.

Эксперты от Свердловской железной дороги отметили, что взаимодействие с университетом было эффективным, несмотря на специфику профессиональных вопросов, являющихся приоритетными для железнодорожников.

«Мы всегда стремимся использовать новые инструменты и методы в работе над новыми для нас вопросами, повышении уровня компетенций экспертов. У нас есть свои специфические темы и задачи: благодаря сотрудничеству с университетом мы обучили специалистов, которые могут проводить отбор проектов, разбираются в их экономическом обосновании, работают с интеллектуальной собственностью. И мы готовы двигаться дальше.  Мы хотели бы выстроить долгосрочные отношения с университетом, проводить совместные конференции и мероприятия», - подчеркнул главный инженер СвЖД Алексей Пидяшов.

Партнерство с СвЖД развивалось по двум направлениям: с одной стороны, прошла программа «Стартап-интенсив СвЖД», ориентированная на отбор внешних по отношению к железной дороге стартапов, 8 из которых будут внедрены на СвЖД, с другой – Конкурс интеллектуальной собственности, призванный выделить и подвести к фазе патентования лучшие внутренние рационализаторские предложения железнодорожников.

«Инновационная инфраструктура УрФУ работала над программой «Стартап-интенсив СвЖД» почти полгода. Мы проанализировали более ста заявок, провели питч-сессии, которым предшествовала предакселерационная работа. Проекты оценивали эксперты УрФУ и Свердловской железной дороги, кроме того, был проведен курс лекций в рамках акселерационной программы СвЖД, осуществлялась индивидуальная работа со стартапами. В завершении программы проекты совместно с трекерами Инновационной инфраструктуры УрФУ и кураторами от СвЖД подготовили технико-экономическое обоснование внедрения проектов, а также программы-методики испытаний и дорожные карты пилотирования проектов. Сейчас мы и команды проектов с нетерпением ждем внедрения пилотов», - рассказала о программе директор Акселератора УрФУ Елена Молчанова.

По мнению железнодорожников, важной задачей программы было совмещение интересов разработчиков инновационных проектов и заказчиков. В данном случае все интересы совпали.

«Я оцениваю опыт программы как положительный для обеих сторон. Для Свердловской железной дороги это первое мероприятие, которое было организовано в подобном формате. Наши эксперты получили полезную информацию по оценке проектов, их ведению и анализу. Я благодарен нашим партнерам от университета и считаю, что надо продолжать двигаться в том же направлении. Активная фаза пилотного внедрения проектов-победителей «Стартап-интенсива СвЖД» придется на следующий год. В оставшийся период можно дорабатывать документы, дорожные карты, завершать согласования», - отметил руководитель инновационной площадки СвЖД Дмитрий Червяков.

По его словам, к процессу внедрения пилотных стартапов, ставших победителями в стартап-интенсиве, будет привлечен университет. Среди перспектив – тиражирование лучших проектов по всей сети РЖД. Также три проекта-победителя Конкурса интеллектуальной собственности СвЖД ждет патентование, что также является серьезным шагом вперед для железной дороги.

«Мы работали в плотном контакте с СвЖД. Конкурс интеллектуальной собственности сопровождался обучением главных инженеров региональных подразделений, которые осваивали новые экспертные компетенции в инновационной сфере и применяли их в ходе конкурса. По сути, мы сформировали и апробировали элементы системы создания и развития корпоративных инновационных проектов, которые базируются на внутренних конкурсах рационализаторских предложений сотрудников Свердловской железной дороги. Рационализаторские предложения отбирались по критериям технической новизны, возможности тиражирования, экономического эффекта, включающего риски при реализации проектов, их потенциальную патентоспособность. Особенность рацпредложений сотрудников СвЖД в том, что многие инициативы уже внедрены и доказали свою состоятельность», - поделилась впечатлениями директор Центра образовательных технологий и кадрового обеспечения инновационной деятельности УрФУ Елена Беспамятных.

Высоко оценили разработки коллег и специалисты Свердловской железной дороги.

«Оценка Конкурса интеллектуальной собственности - самая высокая. Каждый из рассмотренных проектов имеет право на дальнейшие доработку и тиражирование. Изначально задача региональной площадки была находить технические решения, которым предстоит лишь пройти адаптацию. Однако в результате конкурса мы сделали гораздо больше - расширяем опытную эксплуатацию, внедряем и увеличиваем элементы эффективности по ряду направлений, предоставляя при этом возможность разработчикам развиваться. Надеюсь, что в 2022 году мы продолжим взаимодействие с университетом. Мы понимаем, что у университета богатый опыт. А нам, в свою очередь, нужны практические навыки, которые позволили бы идти уверенной поступью по пути инновационной деятельности. У нас может сложиться сплоченный союз, в котором мы бы дополняли друг друга», - подытожил заместитель главного инженера СвЖД Сергей Веселов.