Победителями «Стартап-интенсива СвЖД» стали 8 инновационных проектов

2 декабря 2021

Эксперты Уральского федерального университета и Свердловской железной дороги (СвЖД) объявили победителей совместного стартап-интенсива. Вместо запланированных пяти проектов возможность пилотных испытаний и внедрения на площадке СвЖД получат инициативы восьми конкурсантов.

«Первый опыт масштабного «Стартап-интенсива», призванного отобрать и доработать проекты, которые будут способствовать инновационному развитию Свердловской железной дороги, можно назвать успешным. Победителями стали яркие и разноплановые разработки – они относятся к сферам энергоэффективности, обеспечению безопасности, повышению комфортности поездок, решают актуальные прикладные задачи. Все они отвечают на запросы СвЖД, не случайно эксперты от железной дороги остановили выбор на 8, а не на 5 инновационных проектах. Мы готовы развивать и продолжать наше сотрудничество со СвЖД: университет, в том числе и Инновационная инфраструктура, с радостью делится накопленным богатым багажом знаний, выверенными методиками и критериями проектной работы», - рассказала заместитель первого проректора УрФУ Надежда Терлыга.

В числе рекомендованных к пилотному внедрению инновационных проектов - универсальная малогабаритная энергоэффективная система «NRG». Основной принцип ее действия – насыщение электрической сети потребителя дополнительными свободными электронами, что увеличивает электропроводность и снижает сопротивление проводников в сети. Инновация приводит к экономии электроэнергии (от 7% до 17%), способствует уменьшению активной потребляемой мощности и потерь в электрической сети потребителя, а также нагрева проводников и вибрации при работе оборудования. Как следствие – экономия средств.

Другая инновационная разработка «Ckassa», опирающаяся на использование QR-кодов (или NFC-меток), предполагает экономичный запуск системы безналичной оплаты проезда в пригородных поездах. Пассажир сможет считать QR-код смартфоном, перейти на специальную страницу и оплатить проезд, используя Apple Pay, Google Pay, СБП, банковские карты Visa, Mastercard, МИР. Все платежи будут автоматически фискализироваться, а пассажир получит электронный чек. Предлагаемая платежная система призвана повысить качество обслуживания на железнодорожном транспорте.

Также в число лучших включен прибор контроля и настройки защитных устройств контактной сети железных дорог "Пульсар". Он предназначен для комплексного контроля при техническом обслуживании защитных устройств, устанавливаемых в цепи заземления опор контактной сети и других сооружений, требующих защитного заземления на электрифицированных участках железных дорог. Разработка позволяет проверять искровые промежутки как старого, так и нового образца, а также диодные заземлители, измерять потенциал рельс-земля.

«Командой экспертов, в которую входили специалисты УрФУ и СвЖД, а также независимые эксперты, была проделана огромная работа с проектами. Все разработки очень высокого уровня.  На финальном этапе команды победивших проектов вместе со специалистами СвЖД разрабатывают дорожные карты пилотирования инноваций и программы-методики испытаний. 14 декабря на площадке СвЖД состоится Демо-день программы «Стартап-интенсив СвЖД». Команды проектов расскажут о том, какие задачи железной дороги решают их разработки, какой эффект будет получен от их внедрения на железной дороге. В свою очередь, специалисты СвЖД, курирующие проекты, озвучат временные рамки и площадки пилотных внедрений», - отметила директор Акселератора УрФУ Елена Молчанова.

Инновационный проект, также ставший финалистом интенсива, - «Система учета закрепления подвижного состава на железнодорожных путях» позволит превратить обычные тормозные башмаки в интеллектуальные устройства с функцией контроля фактического местоположения, а также повысить уровень безопасности движения поездов за счет автоматизации контроля закрепления подвижного состава. Кроме того, благодаря разработке вырастет производительность труда.

Еще один проект-финалист – «Мобильный цех ТО-4». Мобильный колеснотокарный станок серии МКС 83.00-2 дает возможность одновременно восстанавливать профиль обоих колес колесной пары. Станок может сам приблизиться к дефектной колёсной паре, а не наоборот, как происходит сейчас, когда подвижной состав вынужден перемещаться в цех ремонта к стационарному станку. Проект может быть реализован для пригородного подвижного состава.

Также среди инноваций, рекомендуемых к внедрению, прибор «Нейросканер», основанный на запатентованном способе применения нейронных сетей при обработке данных с ультразвукового дефектоскопа. Устройство позволяет устранить необходимость затрат на дефектоскопию, повысить точность распознавания проблем и обеспечить полный контроль над состоянием пути в автоматическом режиме.

Разработка-финалист «ПАК видеоаналитики ComBox Monster Vision» - решение на базе нейронных сетей для автоматизации наблюдения за людьми и предотвращения ЧП, с возможностью глубокой интеграции в уже существующие автоматизированные системы предприятий. Система применяется для решения задач контроля техники безопасности (детекция курения, наличия СИЗ, перемещений персонала, вспышек, технологических операций и т.п.), автоматизации и оптимизации. Решение отличает изначальное ориентирование на промышленное применение, в том числе в сложных климатических условиях, возможность дублирования информации без потери данных, высокая производительность, низкая нагрузка на каналы связи и пониженное энергопотребление.

Для справки:

«Стартап-интенсив СвЖД» стартовал 1 октября 2021 года, однако активная подготовка к нему началась еще в июле. На участие в проекте было подано более 100 проектных заявок.