Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения (ИЦЦТМ) открылся в конце 2019 года. Центр стал «точкой роста» в масштабном общероссийском процессе – одно только то, что инжиниринговые центры России принесли доход более 25 млрд. рублей и помогли создать три тысячи рабочих мест, говорит о многом. Подробности – в беседе с первым проректором УрФУ Сергеем Кортовым.
- Как Вы оцениваете эффективность программы создания инжиниринговых центров в России? Какие задачи, связанные с взаимодействием вузов и предприятий, она решает?
- Программа доказала свою результативность – большинство новых инжиниринговых центров, а их уже более 70, признаны эффективными, факты говорят сами за себя: оказаны услуги на сумму более 25 млрд. руб, созданы около трех тысяч рабочих мест. Инжиниринговые центры на вузовской базе, а это совместный проект Министерства науки и высшего образования РФ и Минпромторга России, начали формироваться с 2013 года. Причина их создания ясна: вузы проводят исследования, которые могут иметь большое практическое значение и применяться в производстве, но для оперативного внедрения инноваций необходим трансфер технологий, в то же время, между научной лабораторией и цехом долгое время существовал разрыв. Его «закрыли» инжиниринговые центры. Таким образом, они стали катализаторами инновационных процессов в промышленности, платформой для повышения квалификации работников предприятий и обучения студентов. В совокупности это способствует реализации национального проекта «Наука и университеты», призванном, среди прочего, сокращать затраты на исследования и разработки. Следующим этапом развития инжиниринговых центров может стать создание сетевых консорциумов кластерного типа, причем в них могут войти промышленные предприятия, - рассказал первый проректор УрФУ Сергей Кортов.
- УрФУ одним из первых включился в программу создания инжиниринговых центров. Были ли на начальном этапе сомнения, необходим ли проект вузу, Инновационной инфраструктуре УрФУ в частности?
- Решение об участии в конкурсе по созданию инжиниринговых центров мы приняли в рамках реализации Стратегии университета,
которая предполагает формирование в вузе проектных и технологических компетенций, а они, в свою очередь, включают в себя умение проектировать. Проектирование же сложных технических систем и технологий - это инжиниринг.
Так что сомнений в необходимости создания инжинирингового центра не было - был вопрос в механизмах. Было очевидно, что решением этой задачи не должны заниматься научные работники, которые умеют организовывать научные исследования, но не готовы заниматься проектированием и бизнесом. Наладить работу могли только специалисты извне, и в этом заключался основной риск. Второй риск – рынок. У вуза отсутствует компетенция рыночного анализа: да, мы можем спрогнозировать и сформулировать технологический тренд, но определить направление инжиниринга так, чтобы конкретная услуга была востребована, – непростая задача для университета, это дело практиков. Поэтому в этом мы полагаемся на наших бизнес и индустриальных партнеров, которые напрямую работают с рынком. Третий риск – кадровый. Проектировать нужно не только для настоящего, но и для будущего, поэтому необходимы не только современные методы и способы проектирования, не только современные технологии, но и специалисты, которые этими технологиями владеют.
- ИЦЦТМ исполнился год - как Вы оцениваете эффективность центра и его команды?
- Мы впервые использовали механизм стратегического партнерства и искали партнера, с которым можно без опасений разделить рыночный и кадровый риски. Так мы с компанией ООО «Адванс Инжиниринг» выбрали друг друга и подали заявку на конкурс. Я удовлетворен этим сотрудничеством, потому что партнер часть рисков взял на себя и честно выполняет свои обязательства.
- Как ИЦЦТМ взаимодействует с другими подразделениями УрФУ?
- В вузе вводится проектоориентированное обучение, в рамках которого студенческие команды работают над проектами, причем желательно не учебными, а практическими. ИЦЦТМ может стать куратором этого процесса, в рамках которого студенты смогут обучаться по направлению машиностроения. Второе – дополнительное образование. Работая с предприятиями, мы пришли к выводу, что пока их сотрудники не овладеют цифровыми компетенциями, предлагать предприятиям сложные проекты малопродуктивно, поскольку они попросту не смогут их реализовать. Третье направление – актуальные разработки наших ученых могут быть задействованы в проектах ИЦЦТМ, и это самый короткий путь трансфера «от идеи – к производству». С другой стороны, в ходе работы центра возникают исследовательские задачи, появляются проекты повышенной сложности, и часто возникают ситуации, когда научного обоснования решений нет. Тогда для дополнительных исследований привлекаются специалисты из других подразделений вуза, например, материаловеды, химики, специалисты по промышленным технологиям.
- Как Вы оцениваете востребованность услуг инжиниринговых центров и их потенциал на российском и международном рынках, например, на китайском и турецком направлениях?
- Объем рынка определяется многими факторами. В мире нарастает технологическая гонка, усиливается конкуренция за создание и оперативное внедрение прорывных технологий. На глобальном рынке быстро развиваются цифровизация и роботизация промышленности, так что услуги инжиниринга будут востребованы. Для успешного участия в конкурентной борьбе необходимы не только существенные инвестиции, но и новые схемы и подходы со стороны руководителей промышленных предприятий, главных конструкторов и инженеров. На эти шаги, к сожалению, готовы немногие, и это сдерживающий фактор. Направления цифрового проектирования и робототехники университет будет развивать, и я верю, что объем рынка, который может занять ИЦЦТМ УрФУ до 2025 года, может составить около миллиарда рублей. Это наша цель, амбициозная, но осуществимая.
Беседовала Анна Матюхина