Шедевры Инновационной инфраструктуры Уральского федерального университета
Клод Моне «Прогулка. Дама с зонтиком». 1875
Клод Моне. Прогулка. 1875. Холст, масло, 131 х 88 см Национальная галерея искусств, Вашингтон
https://www.nga.gov/collection/art-object-page.61379.html
США «Прогулка. Дама с зонтиком» (фр. La Promenade) — картина Клода Моне, созданная в 1875 году. Она также известна под названием «Камилла Моне с сыном Жаном». Эта работа считается одной из самых масштабных в творчестве художника 1870-х годов и в настоящее время находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
«Художник хотел, чтобы работа передала ощущение непринужденной семейной прогулки, а не формального портрета, и использовал позу и размещение, чтобы показать, что его жена и сын прервали прогулку, пока он запечатлевал их сходство. Краткость момента, изображенного здесь, передана набором оживленных мазков яркого цвета, отличительных черт стиля, в формировании которого Моне сыграл важную роль. Яркий солнечный свет светит из-за спины Камиллы, выбеливая верхнюю часть ее зонтика и струящуюся ткань на ее спине, в то время как цветные отражения от полевых цветов внизу касаются ее передней части желтым цветом».
Картина также напоминает о том, что жизнь — это череда мгновений, которые нужно ценить и наслаждаться каждым из них.
Константин Васильев «Валькирия над павшим воином». 1971

Константин Алексеевич Васильев. Валькирия над сраженным воином. 1971. Холст, масло. 110 x 80 см
Картина относится к циклу «Скандинавские мифы». Картинная галерея К. Васильева, Москва.
https://museum-slav.com/konstantin_vasiliev_ghalierieia
Дева-воительница из северных мифов изображена на фоне затянутого тучами неба, что соответствует трагизму ситуации. Обязанность Валькирии — переносить погибших в битве воинов в Вальхаллу, где они будут вечно пировать и сражаться друг с другом в огромном дворце. 1
У ног валькирии распростёрт погибший воин, лежащий навзничь. Его грудь пробита копьём, рука ещё удерживает красный щит, но шлем и меч уже лежат в стороне. Валькирия, стоящая над телом героя, смотрит вверх, туда же указывает её рука. Там, в небесах, за тучами, воина ждёт Вальхалла. 1
Таким образом, картина передаёт идею о том, что война для Константина Васильева — это не грубое насилие, а средство восстановления справедливости и порядка, способ борьбы против зла и хаоса.
Иван Шишкин «Корабельная роща». 1898

Шишкин Иван Иванович. Корабельная роща. 1898. Холст, масло 165х252 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-4125/index.php
Работа художника «Корабельная роща» стала блестящим итогом полувекового пути Шишкина в отечественном искусстве, в основу которой легли этюды, исполненные им под Елабугой в Афонасовской корабельной роще, где он нашел свой идеал — синтез гармонии и величия.
Как все лучшие полотна Шишкина, эта картина рождает ощущение жизни, чувство непосредственной близости к природе. В основу ее легли натурные этюды, выполненные художником в родных прикамских лесах. Но в этом последнем произведении мастера отражено и то глубочайшее знание растительного мира, которое было накоплено им за почти полувековую творческую жизнь. Срезая рамой верхушки стволов (прием, часто повторяющийся у Шишкина), художник усиливает впечатление огромности деревьев, которым, кажется, не хватает места на полотне. Мощные вековые сосны даны во всей пластической красоте. Их чашуйчатая кора буквально вылеплена кистью с использованием многих цветов. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, не имевшим соперников в изображении хвойного леса. Вспорхнувшие над ручьем бабочки, чуть голубоватые рефлексы от неба, зеленоватые отражения в воде, лиловатые тени на стволах, привносят светлую радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого вокруг покоя. Разнообразные мазки, выявляющие форму и фактуру, подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Во всем чувствуется отточенное мастерство, уверенная рука художника. Конкретность образа сочетается в произведении с широким обобщением.
Картина Ивана Ивановича показывает не просто красивый и знакомый художнику с детства пейзаж, а памятник тому, что может создать не искалеченный годами закрепощения человек.
Пьер Огюст Ренуар «Женщина с зонтиком в саду». 1875

Пьер Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875. Холст, масло. Размер: 54,5×65 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
https://www.museothyssen.org/en/collection/artists/renoir-pierre-auguste/woman-parasol-garden
В картине «Женщина с зонтиком в саду» язык Ренуара полностью импрессионистичен: в пейзаже, где нет видимого горизонта, цветы и кустарники изображены крошечными мазками, создавая постоянное переплетение текстур вокруг двух маленьких фигур. Женщина, зонтик которой защищает её от солнца, стоит рядом с мужчиной, который наклоняется, возможно, чтобы сорвать цветок, что намекает на близкие отношения.
Вопреки распространённому мнению, это полотно было написано не в сельской местности, а в саду новой студии Ренуара на Монмартре. Его друг Жорж Ривьер вспоминал: «Как только Ренуар вошёл в дом, его очаровал вид этого сада, который был похож на красивый заброшенный парк.
Пейзаж Ренуара — дикий, имперссивный, наполненный светом, движением и текстурой.
Сальвадор Дали «Постоянство памяти». 1931

Сальвадор Дали. Постоянство памяти . 1931. Холст, масло, 24,1 × 33 см. Предоставлено анонимно. Музей Современного Искусства, Нью Йорк
На холсте изображён пустынный пейзаж каталонского побережья — море, пляж и мыс Креус, который часто рисовал мастер. На этом фоне разворачивается сюрреалистическое действо. Передний план — прямоугольный камень, на котором небрежно брошены размягчённые часы. Бронзовый брегет пожирают муравьи — в творчестве Дали они означают гниение и смерть. На золотых часах примостилась муха — символ вдохновения, а ещё одни — серебряные — вот-вот стекут с оливковой сухой ветви. Чуть дальше видна спящая аморфная голова — образ самого Дали, — укрытая ещё одним размягчённым хронографом.
Созданные с тщательным вниманием художника к деталям, три карманных часа на картине вяло свисают с голой ветки дерева, выступа и звериной формы, которая при ближайшем рассмотрении напоминает искаженное лицо Дали. Когда солнечный свет падает на далекие скалы и прозрачную воду, на поверхности единственных закрытых часов кишат муравьи, а неподалеку садится муха, что указывает на гниение и опустошение в остальном нетронутом ландшафте. Благодаря своему сверхъестественному сопоставлению обычного и причудливого, а также намеку на остановленное или рассинхронизированное время (все часы показывают разные цифры), «Постоянство памяти» обладает устрашающе сказочным качеством. Он демонстрирует интерес Дали к исследованию того, как разум интерпретирует реальность и примат сексуальности для человеческой психики — направления исследований, которые останутся неизменными на протяжении всей его карьеры.
Спустя три года после создания, благодаря анонимному дарителю работа «Постоянство памяти» стала частью коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и остаётся ею по сей день.
Николай Рерих «Помни!». 1947

Николай Константинович Рерих. Помни! 1947. Холст, темпера, графит, гуашь, 92×153 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Высшей своей целью Рерих считал утверждение и сохранение культуры, и одним из его важных вкладов в мировую цивилизацию стала работа по защите культурных ценностей от вандализма.
Это символическое полотно, написанное Рерихом в 1947 году, незадолго до смерти. На картине изображён всадник на коне, который, покидая родные места, смотрит в сторону оставленного дома, словно желая навеки сохранить его в своей памяти.
Странник покидает родные места, но его взгляд устремлен к дому, словно он хочет навсегда сохранить его в своей памяти. Яркие солнечные лучи освещают дом и хрупкие женские фигуры, которые, подобно теням, скользят вдоль его стен. Они словно пытаются удержать странника своим теплом и уютом.
Однако величественные синие горы манят его туда, где среди белых снежных вершин, где-то между небом и каменной твердью затеряна таинственная Шамбала — страна, которую всю свою жизнь искал русский художник, мыслитель, ученый и вечный странник Николай Константинович Рерих.
Рене Маритт «Сын человеческий». 1964

Рене Магритт. Сын человеческий. 1964. Холст, масло. 116 x 89 см. Находится в частной коллекции
«Сын человеческий» — знаменитый холст бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, написанный в 1964 году.
Художник изобразил мужчину в классическом пальто с красным галстуком и в чёрном котелке. Человек стоит возле низкой кирпичной стены на фоне неба в сероватых облаках и голубого безмятежного моря. Лицо героя скрыто за зелёным яблоком, парящим в невесомости, а левая рука вывернута локтем в обратную сторону.
В «Сыне человеческом» автор как-будто задает зрителю вопрос: «А что прячется за видимым, но прикрытым яблоком лицом человека?» В описании к картине Магритт уточняет, что за внешней и на первый взгляд вполне понятной оболочкой всегда скрывается то, что мы не можем разглядеть. Это происходит постоянно, вызывая наш неподдельный интерес.
Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/syn-chelovecheskij-kartina-rene-magritta
Елена Беспамятных «4 сезона». 1931
Елена Беспамятных. 4 сезона. 202?. Холст, акрил. 40х50 см. Находится в частной коллекции
На картине изображено дерево
Винсент Ван Гог «Три подсолнуха». 1888
Елена Беспамятных. Три подсолнуха («Лозанские» подсолнухи). 1888 Холст, масло. 73х58 см Находится в частной коллекции
Картины Ван Гога «Подсолнухи» — одни из самых известных. Он написал их в Арле, на юге Франции, в 1888 и 1889 годах. Винсент написал в общей сложности пять больших полотен с подсолнухами в вазе, используя три оттенка жёлтого «и ничего больше». Таким образом он продемонстрировал, что можно создать изображение с многочисленными вариациями одного цвета без потери выразительности.
Картины с подсолнухами имели особое значение для Ван Гога: они выражали «благодарность», писал он. Первые две он повесил в комнате своего друга, художника Поля Гогена, который на какое-то время переехал к нему в «Жёлтый дом». Гоген был впечатлён подсолнухами, которые, по его мнению, были «полностью в духе Винсента». Во время пребывания друга Ван Гог уже написал новую версию, и позже Гоген попросил подарить ему картину, но Винсент не хотел её отдавать. Однако позже он сделал две отдельные копии, одна из которых сейчас находится в Музее Ван Гога.