УрФУ и его партнеры обсудили на «Иннопроме» развитие инноваций в регионах

10 июля 2015

Что могло вырасти, уже выросло – в этом сошлись многие эксперты, принявшие участие в круглом столе, который провели 10 июля на международной выставке «Иннопром-2015» Инновационная инфраструктура УрФУ, аналитический центр (АЦ) «Эксперт» и московский Клуб директоров по науке и инновациям. Отталкиваясь от темы обсуждения –«Развитие инноваций в России: как разбудить регионы?», они предложили не беспокоить тех, кто еще спит, а разобраться с теми всходами, что уже проросли из щедро рассыпанных ранее семян.

Один из двух модераторов, директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников, например, процитировал исполнительного директора Ассоциации инновационных регионов России Ивана Бортника, по мнению которого инновационные процессы в регионах уже вступили в режим самовоспроизводства. Ведь первая десятка рейтинга таких регионов уже несколько лет остается практически неизменной.

Директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников напомнил, что инновационная деятельность активнее всего развивается в крупных городских агломерациях, где концентрируются вузы, наука, образование, молодежь, сходятся люди разных народов и культур, в том числе экономических. На уже «разбуженные» регионы, по словам директора Департамента ОАО «ОЭЗ» по управлению проектами и работе с инвесторами Игоря Марчева, нацелена и концепция создания технико-внедренческих особых экономических зон, создающих условия для появления инновационных производств.

В числе этих регионов, отмечали участники дискуссии, постоянно присутствует и Свердловская область – в том числе благодаря Уральскому федеральному университету, который, будучи укоренен в промышленности, сегодня способен формировать собственные предложения для нее. Однако директор ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» по развитию инновационных проектов Дмитрий Степкин, например, отдав должное УрФУ как партнеру по корпоративному конкурсу ОМЗ «Техностарт», активность Среднего Урала в целом посчитал недостаточной.

Определенный регресс в инновационной деятельности Свердловской области отметил и директор АЦ «Эксперт» Дмитрий Толмачев, отметив, что за последние три года регион снизил целый ряд соответствующих показателей. По оценке эксперта, стратегия регионального развития в этой области нуждается в обновлении.

Создавая систему взаимодействия с крупными госкорпорациями и малым бизнесом, Уральский федеральный, считает начальник Управления инновационного маркетинга УрФУ Надежда Терлыга, формирует особую культуру партнерства. Директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин, в свою очередь, подчеркнул, что для развития инноваций в регионах необходимы кооперация академической и прикладной науки, соответствующие макроэкономические условия, а также мотивация элит, включая руководство крупных компаний. Одновременно он предостерег от превращения университетов в «супермаркеты».

Стремясь выйти на новые рынки, Группа ОМЗ, подчеркнул Д. Степкин, интересуется не возможностями научных центров или отчетами о результатах исследований, а стартаперскими командами, которые могут обеспечить этот выход. Университеты же ведут себя по-разному. Директор холдинга GS Group по стратегическому маркетингу Андрей Безруков, например, посетовал, что на его предложения о сотрудничестве в области микроэлектроники из десяти вузов, которые их получили, откликнулся только один.

Мнение о том, что многие университеты препятствуют развитию инновационного направления в своей деятельности, разделил и сотрудник Российской венчурной компании Сергей Марданов. Впрочем, отметил сомодератор дискуссии, директор Клуба директоров по науке и инновациям Владимир Костеев, сославшись на пример Калужской области, сильный университет – отнюдь не обязательное условие лидерства в инновациях. И та же GS Group развивает производство микроэлектроники отнюдь не в Калининграде, а в отдаленном от него небольшом городе Гусеве.

Инновации сами по себе никому не нужны, подчеркнул министр экономического развития Самарской области Дмитрий Горбунов. Важно сознавать, какой сегмент рынка эти инновации помогут завоевать. Тогда отпадают все «грантоежки», которые в реальный бизнес идти не собираются. Необходимость тесной связи с промышленностью должны осознать и университеты, приоритетом для которых долгое время был исключительно образовательный процесс. Меняться, впрочем, должны и предприятия, выводя процесс формирования инноваций за пределы внутренних КБ, на рынок.

Продолжив эту мысль, заместитель директора департамента Минэкономразвития РФ Сергей Лещенко привел в пример корпорацию Ростех, где перешли к механизмам открытых инноваций. «Разобрав» свои изделия до отдельной детали и сформулировав требования к ним и к необходимым технологиям, корпорация передала эти требования университетам. И, кроме того, создает инжиниринговую компанию-интегратора, которая готова формировать из деталей, предоставляемых разными внешними поставщиками, готовые узлы.

"Время собирать стартапы", Российская газета от 15.07.2015