Проектом «Канатоход» заинтересовалась Иркутская электросетевая компания

28 декабря 2016

Уникальный диагностический комплекс по поиску и устранению аварий на линиях электропередач «Канатоход» в скором времени может быть реализован на базе Иркутской электросетевой компании – индустриального партнера трека Power&Energy стартап-акселератора GenerationS от РВК.

«Канатоход» был разработан преподавателями Уральского федерального университета. Проект уже получил поддержку фонда «Сколково», а совсем недавно стал участником корпоративного акселератора GenerationS — образовательной программы с участием экспертов РВК и индустриальных партнеров, позволяющей отточить все детали бизнес-плана и в максимально выгодном свете представить разработку потенциальному заказчику. Комплекс разрабатывается при поддержке губернатора и правительства Свердловской области. 

«Канатоход» представляет собой комплекс для контроля высоковольтных воздушных линий электропередач, состоящий из беспилотной тележки и вертолета, который используется для ее установки и снятия. «Канатоход» сканирует трассу, строит карту, выявляет дефекты, записывает и передает данные. На испытаниях, которые в конце сентября проводились под Волгоградом, ученым удалось успешно продемонстрировать работу комплекса в действии: поднять робота в воздух и посадить на грозотрос в месте условной аварии.

По словам руководителя проекта, преподавателя Механико-машиностроительного института УрФУ Александра Лемеха, главная задача проекта состояла в том, чтобы создать устройство, которое бы автоматически двигалось от подстанции к подстанции, контролировало бы всю линию электропередач и могло бы не только найти, но и устранить дефект.

«В перспективе один комплекс «Канатоход» сможет обслуживать более тысячи километров ЛЭП, — говорит Александр Лемех. — Это позволит быстро устранять аварии на электросетях, к тому же снизит риск для самих электриков. Мы оснастили комплекс тепловизором и ультрафиолетовой камерой, чтобы он мог находить повреждение на расстоянии в несколько километров. Проект не имеет мировых аналогов, в том числе по ожидаемой производительности и эффективности. К 2018 году планируется выход комплекса на российский и мировой рынок диагностики воздушных линий электропередач».

Вхождение проекта «Канатоход» в число участников корпоративного акселератора GenerationS, по мнению Александра Лемеха, является важным шагом в скорейшем внедрении разработки.

«Очень сильным ходом было то, что по всем трекам GenerationS собирались в Москве в одном месте, в одно и то же время, и у нас была возможность общаться с представителями всех проектов, — рассказывает Александр Лемех. — Это очень хорошо, потому что у инновационных проектов даже в разных направлениях очень много общего. Также хотел бы отметить высокий уровень экспертов, в частности, коллег из РВК и инвестиционных фондов».

Еще одним неоспоримым преимуществом GenerationS, по словам Александра Лемеха, является то, что проект делает ставку на взаимодействие с индустриальной кампанией компанией в рамках каждого из направлений.

«Индустриальным партнером нашего трека является Иркутская электросетевая компания, роль которой очень важна для развития нашего проекта, — отмечает Александр Лемех. — В январе мы едем в Иркутск для того, чтобы выстраивать взаимодействие в плане внедрения нашего проекта, исходя из текущих потребностей данного предприятия. Я уверен, что это предприятие наряду с МРСК Урала сможет стать одной из компаний, где мы сможем внедрить наш проект – либо в виде оказания услуг по диагностике линий электропередач, либо через какие-то другие формы сотрудничества. Корпоративный акселератор позволяет выработать бизнес-план в такой форме, чтобы Иркутская электросетевая компания имела бы возможность сравнить проекты языком цифр, финансов. Эта работа ведется, и 9 января мы будем представлять свой доклад нашему индустриальному партнеру».