Почему надо делать рационализацию транспортного потока в России

19 мая 2016

О том, какими способами можно рационализировать транспортный поток в России с экономической точки зрения, рассказал российским и зарубежным коллегам профессор, директор департамента финансов Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Игорь Майбуров.

Во время первой международной конференции «Устойчивое развитие российских городов» он предложил два инструмента, чтобы сформировать социальный оптимум пассажиропотоков в российских агломерациях. Первый — развитие общественного транспорта, второй — дестимуляция использования личного транспорта.

«Сейчас по показателям мы равны США в 60-е годы. Спрос на автомобили у нас растет, а регулировкой спроса относительно предложения никто не занимается», — говорит профессор ВШЭМ УрФУ Игорь Майбуров.

Согласно его исследованию, добиться формирования рациональной структуры транспортной сферы можно в случае, если сократится использование личного автотранспорта.

В качестве эффективных инструментов, применяемых в различных странах, Игорь Майбуров привел снижение отрицательного отношения к пользованию общественным транспортом: повышение скорости доставки пассажира в пункт назначения, альтернатива использования разных видов транспорта, комфорт и безопасность поездок, единые проездные билеты и единые тарифы, ускорение интермодальных пересадок.

Для дестимулирования использования личным транспортом он предложил повышение цены поездки на личном автомобиле через постоянные транспортные налоги.

«Не те налоги, которые мы платим единоразово при покупке авто, а те, которые связаны с интенсивностью использования, например, акциза на топливо — 4 % от стоимости поездки — и увеличение переменных транспортных налогов».

Игорь Анатольевич привел пример лондонской модели налогообложения водителей — плата за проезд в город, при которой англичане получили сокращение автомобильного потока на 27% (отличная от «Платона») и сингапурскую модель — электронная покилометровая дорожная плата, она устанавливается на все машины и бортовые устройства, подсоединяется к электронному кошельку и списывает деньги за фактический километраж. Также в США есть так называемая «свободная полоса». Бесплатно она доступна только для машин скорой помощи, пожарных и полицейских.

«При этом подобные меры должны применяться только исходя из прохождения фактического расстояния поездки, вне зависимости от типа дороги и должна дифференцироваться в зависимости от дня недели и времени суток, активно действуя на час пик», — добавил Майбуров.

Чтобы реализовать подобную задачу рационализации транспортного потока, больше всего, по мнению профессора ВШЭМ, подходит сингапурская модель, при которой, по подсчетам ученого, пользование дорожной сетью города обойдется примерно 67 копеек за км (в 5 раз меньше, чем сейчас взимается с грузовиков).

Первая международная конференция «Устойчивое развитие городов», организованная Инновационной инфраструктурой УрФУ, Институтом экономики МОН Казахстана и компанией Global Innovation Labs, состоялась сегодня в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Участие в событии приняли 25 спикеров из пяти стран.